Антикварная медная пластика на Руси. Редкое и ценное.
Традиции медного литья на Руси уходят корнями в дохристианскую историю, когда отливались медные ювелирные нательные украшения в виде крестов в кругах, змеевиков и лунниц. С принятием Христианства на Руси медное литье перешло на массовое производство церковной нательной символики (крестиков и иконок).
Развитие медной пластики шло от простого к сложному, повышалось мастерство литейщиков, гравировщиков, эмальеров, поэтому предметы более позднего происхождения наиболее сложны в исполнении и от этого наиболее ценны, когда более старинные предметы медного литья не имеют декора, так эмаль появилась только в XII веке.
На рубеже XVII и XVIII столетий медная пластика получила новое рождение в старообрядчестве. Старообрядцы, развивая в общинах кустарные промыслы, начали изготовление литых икон, складней и крестов разных размеров фактически нелегально, когда мастерские православной церкви продолжали отливать только нательные крестики из-за потребностей государства в металле на военные нужды. Разрешалось отливать только малые кресты и иконы с 1722 до 1883 года. И выплавлять мелкие изделия в условиях общинных медниц было проще и быстрее, чем крупные. Если за один день работы можно было изготовить сотни мелких изделий, то крупных – всего несколько штук. Поэтому из-за государственных запретов и сложностей изготовления предметы больших размеров медного литья более редки и ценны.
Среди общин по медному литью более ценились изделия Выговскго монастыря. Они отличались высочайшим качеством: тонкостью литья, рельефностью изображений, палитрой и яркостью эмалей, большинство изделий подвергалось огненному золочению. Нужно понимать, что и в то время вещи подобного качества были редкостью, так как заказывать их мастерам могли только состоятельные люди. И для современных коллекционеров предметы Выговских мастеров очень дороги.
Московские медницы изготавливали литые иконы высокого качества, но тяжелее выговских. Среди московских мастеров коллекционеры выделяют работы Хрусталева, отличающиеся особым качеством в нанесении эмалей и проработке рельефа, он ставил маркировку «МРСХ», что означает «Мастер Родион Семенович Хрусталев».
Просуществовали общинные медницы до 1930х годов и были уничтожены коммунистами вместе с секретами эмалей и литья, что сделало изделия медного литья старообрядцев раритетными и делает еще более ценными в нынешний период возрождения веры.